Электронные лекции

Культурология, идеология, религия

12
Июль

Коран и Сунна

Страницы: 1 2

Коран является не только главной книгой мусульман, но и замечательным памятником мировой культуры. Коран условно разделен на суры, содержащие откровения Аллаха Мухаммеду в Мекке, и в Медине. Коранические тексты, произнесенные Мухаммедом в Мекке, делят обычно на три части – в соответствии со временем, когда они родились. Сначала это были проповеди краткие, отрывистые и эмоциональные – главные образы: отповедь многобожия, живо описание конца света перед Судным днем, мучения не уверовавших в аду. Суры, произнесенные в этом периоде, называют обычно поэтическими. Они сильно ритмизированы. Именно эти части – начало Корана – воспринимаются как речи вдохновенного прорицателя или поэта. Их бессвязность, кажущаяся непонятность – нарочитая, это – особенность стиля, призванная доказать божественность происхождения текста.

Суры следующего периода называют «рахманскими». В это время Аллах постоянно и настойчиво называется именем-прозвищем Рахман-Милостивый. Здесь устами Мухаммеда разъясняется могущество Бога, то, как он, создавший этот мир и все сущее, - строг и суров. В то же время он милостив и милосерден к людям. Люди же должны полностью предать себя воле Аллаха, никогда нет забывать о нем, почитать его и помнить о грядущем суде.
Третий период мекканских проповедей называют «пророческим»: они составили основные повествовательные тексты, в которых главным аргументов для увещевания соотечественников Мухаммеда стала «история». Пророк напоминал людям о древних героях и вероучениях: Нухе-Ное, Луте-Лоте, Ибрахиме-Аврааме, Худе, Салтхе, Иисуфе-Иосифе, Исе-Иисусе. Все они были пророками и посланниками единого Бога: все они старались наставить людей на путь истинный, все подвергались преследованиям. В конце концов Аллах всегда возвышал своего пророка, а его противников унижал или вовсе уничтожал. Рассказывает Коран и о великих героях и мудрецах: «Двурогом Александре Македонском, Дауде-Давиде. Всеми этими историями о прошлом Коран запугивал мекканцев, чтобы привлечь их на сторону Мухаммеда. Все эти многократно повторяющиеся истории составили комплекс историко-этических повествований, которые мало назвать сказаниями Корана. Со временем они стали одной из важных сторон мусульманской культуры. К кораническим мотивам добавилось множество других, почерпнутых из культурного наследия разных народов, принявших ислам. В мусульманской литературе возникает специальный жанр «Рассказы о пророках». О древних героях писались поэмы, складывались легенды.
Коранические сказания не только пронизывают мекканские сурры, но и часто встречаются и в следующем этапе «ниспослания» - мединском. Главной идеей мединских проповедей стала мысль о том, что именно ислам (а не иудаизм и христианство) несет людям истинное единобожие праотца Ибрахима-Авраама. (Сказания здесь более пристрастны(?)_, медлительны, менее вдохновенны, чем мекканские).

Страницы: 1 2

Оставить сообщение

© 2010 Электронные лекции | Подписка(RSS)